Полное наименование: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Дом ребенка Калининградской области».
Дата государственной регистрации: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Калининградской области 13.12.2002 г.
Информация о государственном задании: Предметом деятельности Учреждения является круглосуточное содержание, воспитание, оказание медицинской и социальной помощи комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в то числе рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей.
Дома ребёнка занимают особое место в системе общественного воспитания детей первых трёх лет жизни. Являясь начальной ступенью общей системы воспитания, эти воспитательно-оздоровительно-реабилитационные учреждения призваны временно заменить семью воспитывающимся в них детям и обеспечить своевременное всестороннее развитие.
Основная задача домов ребёнка – обеспечение своевременного и полноценного физического и психического развития, оптимального состояния здоровья детей, подготовка их к жизни в обществе, облегчение социальной адаптации.
Контингент детей, воспитывающийся в домах ребёнка, отличается определённой спецификой: чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода, родов, заболевания периода новорождённости, отягощённый генетический фон и прочее; дети поступающие из социально неблагополучных семей, с неблагоприятным социальным анамнезом. Особенности условий жизни в доме ребёнка: отсутствие близких детям родных людей, некоторая ограниченность получаемых впечатлений, постоянное пребывание в коллективе – специфически влияют на поведение, развитие, здоровье детей. Поэтому необходима своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей. Для решения поставленных задач необходим систематический всесторонний контроль за развитием, поведением и здоровьем детей. Он позволяет планировать воспитательную работу в соответствии с задачами и фактическим уровнем развития, вовремя принимать меры к преодолению отставания в развитии, нежелательных проявлений в поведении ребёнка.
В раннем возрасте в развитии ребенка происходят важные изменения.
В это время у детей отмечаются высокие темпы физического и психического развития. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действия.
Для детей такого возраста характерно наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Поэтому необходима организация разнообразной деятельности с предметами, игрушками, природными объектами, в процессе которой малыши активно действуют с ними, обследуют их свойства, сравнивают, обогащая свои представления.
Основными задачами педагога по развитию и воспитанию детей раннего возраста являются:
1. Способствовать благоприятной адаптации малышей в доме ребёнка, установлению добрых отношений с воспитателем и сверстниками, эмоциональному благополучию и активности каждого ребенка.
2. Содействовать развитию речи и познавательной активности детей, выделять особенности предметов и объектов природы на основе приемов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа и обобщения.
3. Способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными действиями с предметами, приобретению умений самообслуживания, игры и общения с близкими людьми – взрослыми и сверстниками.
4. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (взрослых и сверстников, добрые чувства к животным и растениям.
5. Способствовать развитию интереса к участию в игровых импровизациях, музыкальной и художественной деятельности.
Для реализации этих задач ежедневно планируется непосредственно- образовательная деятельность во всех возрастных группах.
Учитывая особенности состояния здоровья и развития детей в доме ребёнка, вся организация работы учреждения должна быть направлена на формирование и удовлетворение потребностей каждого ребёнка в общении со взрослыми, являющимися источником развития. Сенсорных впечатлениях и двигательной активности, положительных эмоциях, играющих огромную роль в развитии детей.
Необходимое условие для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка и успешной реализации воспитательно-образовательных задач Программы – единство и взаимосвязь деятельности всего педагогического и медицинского персонала дома ребёнка.
Учебно-тематический план:
Вид образовательной нагрузки |
Количество занятий в неделю |
Количество занятий в год |
Социальный мир младший дошкольник входит в мир социальных отношений ребенок познает предметный мир, приобщается к труду ребенок открывает мир природы ребенок и книга |
1 1/месяц
1/месяц 1/месяц 1/месяц |
32 8
8 8 8 |
Развитие речи |
1 |
34 |
Первые шаги в математику |
1 |
30 |
Изобразительная деятельность - лепка -рисование |
1 1 |
30 30 |
Конструирование |
1 |
30 |
Музыка |
2 |
64 |
Методическое обеспечение программы:
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологи! – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
2.Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой – Спб.: Детство – пресс, 2005.
3.Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. – М.: Дрофа: Моби-Дик, 1999.
4.Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учебно-методическое пособие для дошк. Образовательных учреждений и семейного воспитания/ Г.Г. Григорьева и др. – М.: Просвещение, 2003.
5.Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду». Авторская программа по развитию конструкторских и художественных способностей детей. М.: Творческий центр «СФЕРА», 2006.
6.Лыкова О.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2007.
7.Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методичсеское пособие /Т.и. Бабаева и др. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
8.План-программа педагогического процесса в детском саду/Под ред. З.А. Михайловой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
9.Развернутое перспективное планирование по программе «Детство» 1 младшая группа. Автор –составитель Т.Г. Кобзева – Волгоград: Учитель, 2010.